понедельник, 11 декабря 2017 г.

Почему я закрыла два eLearning-проекта. Часть 2

Я занимаюсь продвижением eLearning в Беларуси с 2006 года. Я не бралась с тех пор ни за один образовательный проект, если в нем не было места eLearning. Я работала на этих проектах в самых разных качествах: автором курсов, организатором, руководителем проектов по внедрению учебных порталов и разработке электронных курсов, тьютором, педдизайнером, иллюстратором, верстальщиком и даже программистом.

С какого-то момента мне постоянно звонили и писали специалисты с разных городов Беларуси, которые внедряли eLearning в своих организациях, и просили помочь. Я слушала их и понимала: главная беда - они одиночки, которые долбятся сквозь стены без какой-либо поддержки, на голом энтузиазме, и их надолго не хватит.
К кому-то я могла приехать и провести семинар для преподавателей - я ехала и проводила. Но до кого-то ехать далеко, а время не резиновое. 26 июля 2008 года после очередного такого звонка вечером, после работы я создала сетевое сообщество на Ning.com - чтобы объединить этих ребят, чтобы у них была площадка для коммуникаций и моральной поддержки.



Белорусы, как водится, подтянулись, когда нас уже было 500+ участников из 30+ стран. Это наш национальный вид спорта: понравься другим, чтобы понравиться нам. Для меня это был хороший урок: я поняла, что дистанционный образовательный проект не может и не должен быть с узкой географией, и стать этот проект чисто белорусским мог только если бы я его вела на чистом белорусском языке.

В 2009 году Ning.com стал платным, и удобных способов оплаты из Беларуси тогда не было - пришлось бы искать кого-то, например, в России или США, кто оплачивал бы аренду сервиса. У меня был месяц, чтобы решить, что с этим делать. Я боялась, что проект придется закрыть, но на помощь пришел мой муж-программист: "Давай я тебе сделаю сайт". Я бросилась проектировать, писать ТЗ и рисовать макеты. Самой сложной задачей было перенести весь накопленный за год контент (включая дискуссии на форуме) на новый портал. Но мой грандиозный муж сделал это! Единственные проблемы были с теми материалами, где были гиперссылки - они скачались как текст. Я не поленилась и прошлась по материалам, искала эти "дырки" и восстанавливала ссылки везде, где это было возможно. Все это мы с ним делали в свободное от основных работ время - чаще всего по ночам. Зато успели! А доменное имя e-learning.by стало его подарком на годовщину нашей свадьбы.

В 2010 году я попала на конференцию в Москву. Это был какой-то праздник развиртуализации! К тому моменту мы уже почти два года активно обсуждали различные темы на портале, каждую неделю проводили вебинары, публиковали разные материалы для обсуждения с коллегами. Только не виделись! Поэтому искренне радовались, обнимались, жали друг другу руки и благодарили за дискуссии и вебинары. Именно после той конференции я поняла, что нам нужно в Беларуси проводить очное мероприятие - ибо никто так не рад очной встрече, как специалисты по дистанционному обучению. :) Так появились "белорусские Школы", о которых я уже писала.

А портал продолжал развиваться. Я придумывала новые рубрики и новые сервисы, а муж добавлял эти фичи. У нас даже есть фича, придуманная специально для сетевых профессиональных сообществ, аналогов которой я до сих пор нигде не видела. Надо при случае предложить какому-нибудь Google или Facebook. ;)
Я находила специалистов, которые проводили вебинары, писали статьи и давали интервью. Мы с активными участниками тщательно подходили к созданию дискуссий по важным для нас темам: сначала обсуждали, какую идею хотим донести, и практически прописывали статью, а потом выбирали часть этой статьи так, чтобы спровоцировать обсуждение.
Еще я очень хотела создавать бесплатные сервисы, которые помогали бы создавать интерактивные элементы для курсов, т.к. существующие тогда инструменты были дороги и сложны для преподавателей, и в Беларуси их мало кто мог себе позволить. Я даже запустила два сервиса для создания интерактивных flash-тренажеров, которые можно было бы вставлять в электронные курсы. Один из них был диалоговым тренажером (аналогов сейчас уже достаточно). А у другого до сих пор нет аналога (хотя, признаюсь, он был и остался немного сырым). Но создавать такие сервисы было долго и дорого, а на фоне "скачек" с Flash - еще и стремно. И мы развитие этого направления остановили.
Еще я очень радовалась, что на e-learning.by не прижился ни один тролль. Самый живучий продержался дней десять, и все равно сбежал. Это благодаря активу, который сформировался вокруг проекта: они набрасывались на тролля, и очень конструктивно и профессионально показывали, что в чужом доме нельзя гадить. Собственно, потому и репутация у портала была такой: если надо обсудить какой-то вопрос конструктивно и без троллей, "идите к белорусам" (в смысле, на e-learning.by).

Но наступил момент, когда поддерживать портал "по остаточному принципу" больше не было ни ресурсов, ни смысла. Причин несколько.
  1. Появилось много других сетевых сообществ для "обученцев". Конкуренция за внимание сильно выросла. Находить авторов статей и ведущих вебинаров становилось все сложнее. Однажды я поняла, что мы либо повторяемся, либо уходим от темы. 
  2. Специалисты стали уходить в личные блоги и соцсети. То, что им было актуально, и чем они болели, они предпочитали обсуждать на своих страницах, со своей аудиторией, и под своим контролем. Я это даже за собой заметила. В итоге рассчитывать на уникальный авторский контент я больше не могла - только на перепосты. 
  3. Как-то быстро и незаметно сфера eLearning сделала крен на две базовые темы: МООСи и eLearning как инструмент продаж (чем, в общем, и МООСи являются на самом деле). Я вижу это на конференциях и по запросам от потенциальных заказчиков. От меня теперь хотят только двух вещей: а) наклепать видосов с тестами, б) подобрать платформу для "продающих" вебинаров. 
  4. Благодаря этим прости-господи-трендам набрать людей на бесплатный "непродающий" вебинар, с интересной темой и спикером, которому просто хочется поделиться опытом, идеей, мыслями, стало совсем тяжко. Люди регистрируются на все подряд, и доходит в лучшем случае треть записавшихся. И это обидно, потому что ты готовился, ты хотел сделать интересно, ты отложил все дела, а пришло 5 человек... Бесплатный вебинар четко прописался в головах, как вебинар, на котором будут что-то втюхивать. "Не - дык не", - сказали специалисты, и ушли туда, где за вебинары платят, и есть продажники, которые набирают тебе хотя бы пару десятков слушателей.
  5. Появилось много ребят, для которых мой муж придумал классное определение: молодые спаниэли. Энергии много, но ничего толком не умеют: носятся по лесу, уток пугают - никакой охоты с ними. Последней каплей стал подслушанный летом разговор на одном нашем белорусском ивенте по обучению персонала: энергичный "спаниэль" втирал девушкам-HRам, что вот, мол, он только что из Москвы вернулся, так там уже наигрались "во все эти скормы", и поняли, что самое эффективное - это видеокурсы, а мы, мол, отстаем. 
  6. И, наконец, я осознала: не должно быть вообще такого понятия, как eLearning-специалист. У нас в педуниверситете был целый предмет с зачетом: ТСО - технические средства обучения. Компьютер, смартфон и шлем виртуальной реальности - это просто ТСО. Соответственно, специалисту по обучению необходимо и достаточно владеть ИТ на таком уровне, когда он умеет приложить эти самые ИТ туда, куда надо, чтобы получить заданный образовательный результат. На то они и технологии! 
Наблюдая за всеми этими изменениями, я прошла все пять пресловутых стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Я осознала, что за последние 5 лет я не услышала ни одной новой идеи, ни увидела ни одного проекта, на котором я мечтала бы хотя бы пяткой постоять... И в один прекрасный день поняла, что я только и делаю, что занимаюсь ликбезом, а хороший "ликбезник" всегда проиграет хорошему "продажнику".

Я больше не хочу. 
Не хочу заниматься ликбезом. Да, когда меня зовут отчаявшиеся одиночки, чтобы я выступила у них в вузе, колледже или на семинаре, я иду. Бесплатно иду, потому что помню себя на их месте. И радуюсь, что после моего выступления всегда найдутся несколько человек, которые садятся и все переделывают в своих курсах. Но что такое несколько человек по сравнению с сотнями, задуренными на конференциях про всемогущесть видеороликов?
Не хочу, чтобы меня воспринимали как eLearning-специалиста. Во-первых, в том понимании, которое сформировалось на сегодняшний момент, мне тесно и скучно. Во-вторых, для развития того же eLearning в Беларуси будет полезнее, если сформируется понимание, что обучение - это очень технологичная штука, если эти технологии применять, где надо, а где не надо, не применять. 

Поэтому работа e-learning.by переведена в режим "только для чтения". Больше не будет новых дискуссий, вебинаров, материалов, сервисов. Но польза, уверена, еще будет, т.к. из некоторых "спаниэлей" со временем могут вырасти классные охотники, и тогда им многое пригодится из того, что там лежит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий