понедельник, 4 января 2016 г.

Провокация образования - 2. Нужны ли учебные группы?

Первым постом в этом году продолжаю провокации :) Сегодня хочу обсудить, нужна ли нам такая сущность, как учебная группа?

По сути, что такое учебная группа? Это некоторое количество людей, которых организаторы обучения собрали вместе на определенный срок для решения определенных образовательных задач. Собирая людей вместе, мы подразумеваем, что у них совпадают цели обучения, и содержание обучения является для них актуальным, а выбранные нами методы (в том числе и групповые) и средства обучения - оптимальными.

Я работаю в дополнительном образовании 20 лет. Это не так, как в школе, когда дети объединяются в группу на 11 лет. И даже не так, как в вузе - когда на 5 лет. Группы, в которых работала я, собирались вместе максимум на 1,5 года, а чаще - на 2-3 месяца.

В идеале, у нас есть процедура отбора и зачисления в группу, которая позволяет отобрать людей, обладающих необходимыми для обучения в этой группе знаниями и навыками на необходимом уровне.

Мои наблюдения за эти годы показывают: чем больше образовательных ресурсов появляется, чем более доступными они становятся, тем реже мы получаем ровные по уровню подготовки группы. В последние 5 лет ровной группы я не припомню вообще. Какие бы процедуры отбора мы не вводили с коллегами, имеем примерно такую картинку.

При этом вряд ли выбранные мной методы для развития, например, навыка 2 одинаково подходят всем в группе - особенно, если мы говорим про образование взрослых. Время, которое я выделю для изучения какой-то темы, тоже не всем одинаково подойдет. Получается, или я, или слушатели, или мы все вместе зачастую тратим время нерационально.
Кстати, на 90% курсов, где я обучалась, я прекрасно обошлась бы и без группы - никакие преимущества именно группового обучения не использовались. Нас просто собирали вместе, потому что так рентабельно.

Есть еще и другие усложняющие дело факторы.

  1. Нормативы. Иногда организаторы обучения вынуждены соблюдать нормативы на количество часов на курс, количество слушателей в группе и т.п. Не раз коллеги делились, что курс, который можно было бы организовать на 16 уч.ч., организуют на 36 уч.ч. - иначе не смогут выдать свидетельство гособразца, и потеряют часть клиентов. Примечательно, что кроме государственных нормативов, некоторые УЦ вводят собственные нормативы - так легче отчитываться (а ведь каждое бизнес-правило - это, по сути, ограничение для процесса).
  2. Бизнес-модели. Кто-то делает ставку на маленькие группы, кто-то - на большие. Кто-то на высокую оплату преподавателям, кто-то попытается сэкономить на зарплате. Все это влияет в том числе на размер группы. Те же вузы проводят лекции на 100 человек не потому, что это оптимальная форма обучения, а потому что так оптимальнее расходуется аудиторный фонд.
  3. Альтернативы. Учебные группы, на самом деле, каждый давно формирует себе сам. Когда я подключаюсь в профессиональную группу на Facebook, или прихожу на вебинар по конкретной теме - я становлюсь участником группы, в которой обучаюсь (внимание!) тому, что для меня актуально, в актуальном для меня объеме, с удобной мне продолжительностью по времени! Иными словами, я уже давно сама могу выбирать, с какой группой мне продолжать, а из какой выйти! И каким вещам в какой группе обучаться.
Таким образом, если существующую проблему признать, то решения, мне видится, могут быть такими:

  • обеспечивать избыточность методов и средств обучения - чтобы каждый слушатель в группе мог сам выбирать, когда ему нужна группа, а когда он может обойтись и без нее (да-да, и перестать контролировать посещаемость); 
  • формировать в рамках курса не одну группу, а несколько, и позволять слушателю выбирать, какую тему в какой группе он хочет изучать.
В любом случае, необходимо научить слушателей самостоятельно моделировать свое обучение и контролировать свои результаты.
Но можно, конечно, оставить и все, как есть - понимая, что классическая группа перестает быть эффективной, но так же хорошо понимая, что в ближайшее время большинство организаторов обучения будут делать именно так.

Комментариев нет:

Отправить комментарий