воскресенье, 18 января 2015 г.

Страдания по мелкой моторике

В холиварах про вред смартфонов для развития детей один из самых популярных аргументов - страдает мелкая моторика, потому что дети меньше испытывают потребность писать. Когда я спрашиваю, много ли ратующий за письмо сам пишет ручкой, дискуссия сворачивает на второй аргумент: без развития мелкой моторики страдает и речь. Поэтому, мол, важно ограничивать время с девайсами - час в день, не больше.
Однако самый беглый пробег по первым же ссылкам запроса "как развивать мелкую моторику" даст несравнимо большее количество способов ее развития: перекатывать мелкие предметы, крутить-закручивать, клеить, резать, завязывать веревочки, шить и т.п. Но нет! Школа уперлась в ручки. И когда ручки стали отходить на второй план, школа забила тревогу и объявила войну девайсам.
А ведь именно девайсы сейчас могут стать верным союзником учителей и спасти многострадальную мелкую моторику.
Для начала посягну на еще одну школьную святыню: письменные работы. Большинство из них представляют собой необходимость:

  • вписать правильные знаки, буквы, цифры, слова;
  • расставить что-то в правильно порядке;
  • найти соответствие элементов одного множества элементам другого множества (или даже других множеств).
Все это давно реализовано в электронных системах тестирования, которые позволили бы сильно сократить время и на выполнение, и на проверку письменных работ. Мне, к примеру, на всех курсах английского всегда было жалко времени, которое тратится преподавателем на опрос с целью проверки домашнего задания. Если бы домашки и тесты отдали компьютеру, и больше отдали времени на дискуссии и игры, я бы сейчас разговаривала и слушала несравнимо лучше, чем делала д/з. Пока же пишу хорошо, а разговариваю забавно.
Если высвободить время на уроке, сократив письмо, то можно было бы развивать мелкую моторику, используя на занятиях:

  • различные стикерные техники и коллажи (пишем, режем ножницами, клеим);
  • магнитики, веревочки и булавочки, чтобы показать связи между элементами (работа с мелкими предметами, завязывание веревочек);
  • различные материалы для создания моделей (тут уже вообще что угодно может быть, особенно - если вспомнить, что рисовать можно не только карандашами и кисточками);
  • и т.п.

Заодно это позволило развивать не менее (если не более) важные навыки, чем письмо: построение взаимоотношений, работа в команде, стрессоустойчивость, навыки поиска решений и т.п.

Можно на каждый урок напридумывать кучу интересного, развивающего мелкую моторику. Смартфон, кстати, и тут пригодился бы: сфотографировать результат, записать на видео процесс, поискать инфо в Интернете, делать пометки и т.п. В конце концов, сделать селфи и выложить его ВКонтакте, чтобы родители порадовались. Никаких ограничений, кроме фантазии учителя, нет! Нигде не написано, что мелкая моторика должна развиваться только через письмо!

Честно говоря, жалко времени и средств, которые тратят неглупые люди, чтобы доказать, что смартфоны - это зло. Лучше бы потратили все это на разработку методик использования разных инструментов, опробовали эти методики, написали методические пособия, провели обучение.
Пока этим занимается горстка энтузиастов. Против них - армия учителей со знаменами "Это все для молодых" и "Учеба - не игрушки". И еще родители, которые мотивируют детей на письмо смартфонным временем, тем самым превращая полезный боевой инструмент в развлечение. Вот и получается, что готовим детей к нашей прошлой жизни, а не к их будущей.

2 комментария:

  1. Елена, все верно Вы написали. Сама не перестаю удивляться, как много агрессии вокруг "нового", кот. устремлено в будущее и в среде библиотекарей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На эту тему недавно вышел замечательный мультик "The Croods" ("Семейка Крудс"). Рекомендую!

      Удалить