вторник, 8 апреля 2014 г.

Уроки преподавательского мастерства. В.В.Шлыков

Я часто слышу от коллег-преподавателей фразу: "Как же они смогут выполнить задание, если я им сначала не объясню материал?" В ответ на это я рассказываю историю, которая произошла со мной на госэкзамене по высшей математике.
***
Учить билеты к госэкзаменам было не принято. Принято было списывать, и это все знали: выучить 100 вопросов по "вышке" считали невозможным даже преподаватели. Но в комиссии сидели два преподавателя, у которых я еще на ранних курсах поклялась никогда не списывать. Поэтому учила.

В первую очередь выучила свою любимую геометрию, потому что в комиссии сидел любимый преподаватель геометрии - В.В.Шлыков. Выучила всю, кроме одной темы. Этой темы не было у нас в конспектах, по ней не было лекции. Нам дали ее на самостоятельное изучение, указав учебник. Учебников таких в библиотеке было мало, и все они были "на руках"...

Да, именно эта тема попалась мне в билете. Я честно сказала: "Не знаю, не видела, не читала". Тогда Владимир Владимирович начал задавать мне вопросы а ля "А, как вы думаете, можно ли изобразить треугольную пирамиду в таком-то виде? Изобразите!". Так последовательно он дал мне несколько заданий, и в результате я исчертила всю доску. После этого он сказал: "А теперь посмотрите внимательно на свои чертежи. Какой вывод можно по ним сделать?" Вывод, который я сделала, оказался формулировкой той самой теоремы, которую я не знала.
***
Сейчас я жалею только о том, что став преподавателем, не сразу поняла весь смысл того урока преподавательского мастерства, которым напоследок одарил меня любимый преподаватель. И не сразу поняла, что гораздо эффективнее не объяснять своим слушателям материал, а передать им техники его сбора, анализа и синтеза.

2 комментария:

  1. Елена, а студенты/ученики как у Вас относятся к попыткам обойтись без объяснения материала? Меня они постоянно этим попрекают. Самое популярное обвинение: "Сколько времени можно было бы сэкономить!"

    ОтветитьУдалить
  2. Александр, у меня на первом занятии задание было - создать портрет того, на кого они пришли учиться. В портрете была модель компетенций. Карточки с названиями компетенций раздавала отдельно, макет портрета - отдельно. Среди карточек были лишние. Работаем в группах: т.е. надо не просто выбрать, а со всеми договориться, что это - важная компетенция.
    В итоге у всех в портретах сбор и анализ информации на первом месте. Дальше осталось согласиться с их мнением и пообещать, что мы непременно и этому будем учиться. :)
    Это не говорит о том, что я вообще не даю материала и не объясняю. Но с самого начала создаю ситуацию дефецита информации и необходимости дополнительно много искать самим, и критически оценивать все, что нашли. Быстро втягиваются.

    ОтветитьУдалить